inok_kaluga

Башкирия 2018. Глава 1. Зилим

Снег на улице ещё даже не думал таять, но весна приближалась неумолимо. Надо было скорее определяться с водным походом. С прошлого года ещё оставались планы насчёт Карелии, однако на вывешенные мной заранее на всех известных сайтах объявления никто толком не откликался.

И тут мне повезло, что в этот момент разместили приглашение в поход от минского туристического сообщества Magadan.by. Правда они ехали совсем в другую сторону на Южный Урал. Но посмотрев в сети ролики по предстоящему маршруту понял, что меня он вполне устроит. Ещё мне повезло, что ехали белорусы на большом автомобиле и смогли подобрать меня в условленном месте на выезде из Калуги. А в конце похода, даже и вернули прямо туда же. И с машиной повезло: не надо было сутки скрючившись трястись на сиденье с рюкзаками, спальных мест хватало с избытком.

Ну и с компанией конечно же повезло тоже. Всего нас было 7 человек:

Алексей Глазков (адмирал), Павел Глазков, Александр Носов, Маша Ярошевич и Виталий Роговцов на катамаране-четверке «Рунтя», Максим Летчик на доработанной байдарке Щука 3 и я – на байдарке Хатанга Спорт 1.

Байдарку я приобрёл уже незадолго до похода. Искал самую удобную однушку для сложных порогов и самую живучую в плане подводных камней. Хочу пройти на байдарке по Катуни, и этот весенний поход планировался, в том числе, как учебно-испытательный.

Сразу подведу итог, что выбор насчёт судна сделал правильный. Живучесть по камням отличная, в пороге ведёт себя хорошо, на гладкой воде ходит удовлетворительно. Спинка тоже вполне понравилась, несмотря на то, что все в отзывах её ругают. Я уже приготовился чего-нибудь придумывать при покупке, но оказалась вполне удобная. И сидушка нормальная. Правда я, наученный горьким опытом на тайменевских деревяшках, всё таки заменил её на более мягкую самодельную – рек впереди было много, а задница-то одна…

Вместимость маленькая, но на одного человека с вещами при большом желании вполне хватит. Ещё из недостатков большой вес и объём в упаковке. Тут она ничем не уступает Викингу 4.7, на котором мы вдвоём ходили, а здесь всё одному тащить. Но это проявляется только при заброске, на воде проблем нет. Ещё есть нюанс с эвакуацией во время оверкиля. Если из Викинга мы высыпались как горох ещё до того, как судно закончит переворот, то в Хатанге пару секунд ещё провисишь вниз головой и пошевелишь ногами, чтобы освободиться. В боевых условиях это немного нервирует. Но Викинг, на мой взгляд, слишком уязвим из-за кильсона, поэтому и взял Хатангу.

Вечером 20 апреля группа выехала из Минска, а утром следующего дня я присоединился к ним в Калуге. Для меня такой маршрут был большой удачей – не надо ехать в Москву, таскаться с баулами по метро и вокзалам!

Далее отправились в г. Ефремов Тульской области, чтобы посмотреть знаменитый Конь-камень и наполовину взорванную церковь. На это потратили весь световой день. В результате поблуждав по разбитым сельским дорогам нашли церковь, а до Конь-камня так и не доехали.

Вечером следующего дня посетили в Тольятти посетили музей АвтоВАЗа.

В результате всех этих экскурсий дорога от Калуги до Башкирии заняла почти двое суток, хотя благодаря сменяемости водителей одних суток тут вполне достаточно. В этом мы убедились на обратном пути.

Но спешить было, в общем-то, некуда. Утром 23 апреля мы наконец приехали в село Зигаза, где протекает река с одноимённым названием. Выгружались под довольно сильным и противным дождём. Поставили палатки. Максим уехал к месту предполагаемого антистапеля ставить машину и вечером уже вернулся на попутках.

К обеду распогодилось, солнце всё вокруг согрело и просушило. Снег виднелся уже только в редких затенённых местах.

Пока основной состав собирал катамаран, я налегке предпринял небольшую радиалку в окрестные горы.

А вечером, когда стемнело, и мы заканчивали ужин, начался снегопад. И продолжался всю ночь. Вокруг выросли настоящие сугробы и утром, вопреки ожиданиям, не растаяли в лучах весеннего солнца. Наоборот, в течение дня временами ещё подсыпало.

День 1

После обеда начали сплав, и начали не очень удачно. Один баллон у катамарана стал сильно спускать, приходилось его постоянно подкачивать. В итоге через пару часов мороки встали ещё днём на стоянку для починки судна. За день прошли всего 4 км. Хотя они были довольно интересными. Река петляла по лесу, регулярно над руслом нависали «расчёски». Для байдарок обойти их не проблема, а вот экипажу гружённого катамарана пару раз было довольно весело.

В течение вечера более или менее починили катамаран, потом долго и весело пьянствовали у большого жаркого костра. В него даже в какой-то момент Виталий Роговцов упал спиной, но был быстро извлечён без малейших повреждений. Выглядело это всё очень эффектно и напомнило сцену из Игры престолов. В общем, посидели хорошо, даже несмотря на продолжавшийся временами снегопад. Я наконец-то смог познакомиться со знаменитым Алексеем Глазковым по прозвищу Глаз, руководителем клуба Magadan.by и нашим адмиралом. Потому что он всю дорогу использовал спирт в качестве машины времени, и признаки жизни до этого вечера подавал довольно редко.

День 2

Отчалили опять в районе обеда. Раньше в «Магадане» в путь обычно и не выходят – считается, что не имеет смысла. По линии снега на берегу видно, как упала за последние сутки вода в реке. Видимо, из-за похолодания. Начал чаще чиркать днищем байдарки по каменистым отмелям. Плыть стало не так весело, как вчера.

Но когда прошли под мостом у Карагаевского кордона, течение стало усиливаться. Снова стали появляться препятствия в виде нависших над водой коряг. Я как раз шёл впереди и намеревался между ними совершить хитрый манёвр. Но чего-то не рассчитал и увидел, что мне навстречу несётся нависшее на уровне груди бревно. Увернуться уже не получалось и привычным для сплава по рекам средней полосы движением я поймал это бревно в ладонь, тормозя байдарку. Но течение здесь совсем другое, чем в средней полосе, и затормозить мне удалось с очень большим трудом. Однако в результате байдарка просто перевернулась. Это был мой первый в жизни боевой оверкиль. Ещё до всяких порогов.

Какое-то время меня несло по течению и тащило по мелководью. Несколько раз удавалось встать ногами на дно, но удержать байдарку всё равно не было возможности. В конце концов выплыл с ней к берегу. Весло в руке, потерь не было. Только мокрый весь, а день был очень холодный.

Буквально через минуту причаливает катамаран. Оказывается, они налетели на то же бревно, что и я, и это бревно ударило по лицу Машу и слегка рассекло бровь. Слава Богу, ничего страшного, но до конца похода она ходила с синяком под глазом, словно алкоголичка.

Потом начались небольшие шиверки, за ними впадение Зилима, и встали на перекус. Разожгли на проталине костерок и немного погрелись, изнутри и снаружи. Вокруг всё ещё царствовала зима.

Вскоре после перекуса подошли к порогу Кысык. Осматривать не стали, т.к. он не сложный. Я пошёл впереди. Порог и шиверу после него прошли благополучно, жаль, вода со вчерашнего дня заметно упала, тогда было бы интересней. Все видимые камни я обошёл удачно, байдарка хорошо маневрирует, однако несколько невидимых под водой днищем всё таки зацепил, но без повреждений.

В конце шиверы встали на ночлег. За день прошли около 30 км.

День 3

С утра наконец распогодилось, солнце спалило весь свежевыпавший снег, стало тепло и сухо.

Пошли красивые пейзажи.

На обед встали у входа в бункер геологов.

За день прошли около 46 км.

День 4

Всё ещё солнечно, но ветрено и прохладно. Отчалили и вскоре дошли до горы Мамбет, точнее, до начала тропы. Отправились наверх в радиалку. Подъём несложный, но и не сказать, что лёгкий. Сперва вышли на смотровую площадку:

Потом добрались и до самой вершины.

Наш командир:

Когда продолжили сплав миновали подножие Мамбета:

Далее ещё немного пейзажей:

Прошли Толпарово:

Постепенно солнце скрылось за тучами, но дождя не было. Сложные участки на реке перестали попадаться и возник соблазн совсем расслабиться. Народ на катамаране времени не терял, а выпивал и закусывал, пользуясь тем, что пятый член экипажа ничем не занят, кроме разлива. Я решил последовать их примеру и так увлёкся, что сильно отстал. Наступал вечер, грести уже совершенно не было никакого желания, и я просто отдался на волю течения. Расчёты оправдались, и уже в сумерках я увидел наш лагерь.

После ужина нашёл на себе трёх ползающих таёжных клещей. И не я один. А двоих участников даже успели укусить. Я был очень рад, что сделал прививку от энцефалита, но всё равно неприятно, есть другие болезни. С этого дня клещи нас сопровождали постоянно, и таёжные и луговые. Но укушенных больше не было.

За день прошли около 30 км.

День 5

Отчалили и через пару часов достигли Киндерлинской пещеры. Она расположена наверху в склоне горы, но по тропинке дойти от берега Зилима можно за 10 минут. Вглубь сильно далеко не заходили, но и в ближних залах очень красиво. Сталактиты и сталагмиты ледяные, но попался один сталагмит настоящий известковый, выше человеческого роста:

Через 5 км. после пещеры горы закончились и Зилим разлился по равнине.

На ночлег встали после деревни Акташево. За день прошли около 55 км.

Ночью начался настоящий ураган. Модные сегодня палатки сферической формы ещё как-то удержались, а мою – классический шалаш пришлось сбросить с растяжек на землю и спать в ней под дождём как в непромокаемом спальнике.

День 6

Завершающий день сплава по Зилиму. Дошли до села Красный Зилим, там сделали антистапель.