inok_kaluga

Categories:

Башкирия 2018. Глава 3. Лемеза.


                 День 1

                 Утром 1 мая в селе Инзер собрали катамаран и загрузились в наш микроавтобус. Путь наш лежал на Лемезу. Проездили целый день, ходили смотреть розовые скалы возле села Ассы. Но погода была пасмурная, временами моросил дождь, поэтому скалы особо не впечатлили, хотя пейзаж довольно красивый:

                 К вечеру прибыли в село Искушта и сразу за ним разбили лагерь на берегу Лемезы. Погода наладилась, выглянуло солнце:

                 В машине у меня лежало второе весло, взятое с собой как раз на этот случай. Хотя честно говоря, там на Айгире, я острых ощущений набрал с запасом и больше их пока не хотелось. А хотелось несколько дней спокойного сплава, отдыхать и наслаждаться пейзажами. Но впереди был ещё один порог под названием Чёрная речка. И только после него можно было уже расслабиться.

                 Мы даже спорили, какой порог круче, Чёрная речка или Айгир. Я был уверен, что Айгир всё же опаснее, но уровень у них примерно одинаковый, это точно.


                 День 2

                 Отчалили чётко по расписанию, где-то после двух пополудни. До порога всего 7 км. Очень хотелось поскорее его пройти и вздохнуть с облегчением. Но лёгкие пути сегодня были не для нас. Катамаран причалил перед порогом Красный камень. Это несложный порог в трёх километрах до основного. Однако Магаданцы были уверены, что впереди Чёрная речка и бодро отправились на осмотр. Причалив вслед за ними, я их нагнал и попытался объяснить про Красный камень. Но мне не поверили, решив, что большинство не может ошибаться. Пришлось идти вместе со всеми.

                 Вдоль берега шла колея, но сейчас она была труднопроходима, местами ещё заснежена, местами залита талыми водами, а где-то завалена ледяными глыбами с реки.

                 Через час дошли до порога Чёрная речка, там тоже стояло несколько лагерей туристов, но поменьше, чем на Айгире. Сам же порог, если и был чуть проще Айгира, то не намного.

                 Спустя ещё час вернулись к судам. Здесь Глаз озвучил свой вердикт, что чалиться будем задолго до основного порога, а дальше обнос имущества по берегу. Он боялся, что загруженный катамаран не уйдёт от прижимов и вовремя может не зачалиться. 

                 С этим действительно возникли проблемы, когда в условленном месте через два километра я успел выскочить из байдарки на отмель и с превеликим трудом поймал и удержал чалку проехавшего свою остановку катамарана.

                 Дальше началось долгое и нудное таскание вещей к лагерю туристов и поближе к порогу. Байдарку тоже донесли, чтобы не заморачиваться. А пустой катамаран с экипажем перегнали туда по воде. Там же встретили Максима, который в условленном месте не смог или не захотел зачалиться, а дошёл до лагеря по воде, и уже расслаблялся у костра Челябинских туристов.

                 Прохождение же порога было отложено на завтра, что меня очень огорчило. Хотелось быстрее пройти всё самое трудное и опасное.

                 За день прошли 7 км.


                 День 3

                 Встали в 9 утра и уже в 11-00 вся наша команда стояла на берегу возле своих судов в полной экипировке. Для «Магадана» это исключительный случай. А всё дело в том, что многочисленный коллектив из Челябинска назначил на это время прохождение порога своими экипажами и расставил в ключевых местах страховку. Поэтому Глаз принял разумное решение выйти в это же время, потому что со страховкой как-то веселее.

                 Я успел ещё раз сходить по берегу до конца порога. Страшновато на него смотреть, не уступает Айгиру. На катамаране можно пройти без проблем, а вот на байдарке – совсем другое удовольствие. 

                 Мысленно проложил маршрут своего прохождения: сперва надо проскрестись вдоль правого берега, чтобы избежать самых неприятных бочек в начале. А потом уже смело нырять по центру в самые высокие валы, их всё равно не избежать. Только проблема в том, что отчаливаем с левого берега, удастся ли сделать траверс, вот в чём вопрос.

                 Наконец стартовали. Я шёл последним, так было спокойнее. Потому что когда сзади на валах прыгает тяжеленный катамаран, это очень неприятная ситуация.

                 Оттолкнулся от берега, стал маневрировать между камней. Но миниатюрные валы и бочки вначале стали очень быстро увеличиваться в размерах. Пытался постепенно переместиться вправо. Но этого не получалось, потому что всё время приходилось разворачивать нос на вал, да и вся мощь течения несла под левый берег, где и проходили все катамараны. Короче, реке было откровенно плевать на мои планы и расчёты. Пришлось плыть там, куда несло. По сердцу пробежал холодок от предвкушения очень неприятных бочек, которые я наивно надеялся избежать. 

                 Но когда я прекратил попытки сделать траверс и отдался течению, стало как-то спокойнее. Теперь уже ничего не изменишь, надо продержаться на плаву как можно дольше, вот и всё. Чем дольше продержишься, тем меньше мясорубок проходить самосплавом.

                 Вот и бочки, такие страшные с берега. И раз… и два… и три… Подбросило, помотало, окатило… А я всё ещё в седле, это здорово! Впереди главный слив, если в нём кильнёт, то дальше сложность порога на спад идёт, не так страшно.

                 Пытаюсь уйти левее, где падение воды более плавное, но не получается. Хотя бы на середину выгреб, уже молодец, а то справа там вообще что-то нехорошее, спрятанное в пелене брызг.

                 Сиганул вниз, потом на валы… Только валы эти не в лоб идут, а по бокам вздымаются поочерёдно, норовя меня перевернуть. Отвечаю им веслом с противоположной стороны, кручу носом байдарки туда-сюда…

                 Вроде стихает… Впереди ещё несколько бочек, которые тоже планировал изначально обходить. Теперь они не страшны, после того, что было! Иду прямо, но не расслабляюсь.

                 Даже не верится, что прошёл успешно. Теперь бы не сглупить и всё в последний момент не испортить! 

                 Порог плавно переходит в шиверу. Валы для байдарки ещё очень даже серьёзные. Вполне проходимые перпендикулярно, но коварные, если подставить бок. А тут уже и чалка всесоюзная на левом берегу, там и наши, пролететь мимо не хотелось бы.

                 Снова надо делать траверс. Очень аккуратно, под небольшим углом. Сперва кажется, что берег не приближается. Но постепенно перемещаюсь влево, хотя и с большим трудом.

                 Но и под берегом несёт хорошо. Разворачиваюсь задом наперёд и кое-как начинаю гасить скорость. Тут по берегу меня догоняет Паша и хватает за чалку. Всё!

                 Остальной экипаж тоже прошёл порог без происшествий:

                 Полчаса отдыхаем и начинаем таскать вещи к месту нынешней чалки из бывшего лагеря. Потому что катамаран шёл порог пустой. Тут даже ещё дальше, чем вчера, но уже не так напряжно. Светит солнце, тает последний снег, настроение отличное.

                 Через какое-то время загрузились и отчалили. Шивера продолжалась ещё довольно долго и была достаточно мощная. Борьба с рекой начала утомлять, хотелось спокойной воды. А тут не выпить, не закурить. Выгадываю секунды. Сначала, чтобы снять водные очки, потом перчатки, потом уже и камеру выключаю. 

                 Высота валов очень медленно снижается, но наскочил на несколько подводных камней. От тех, что видно было, уворачивался успешно, а с невидимками ничего не сделаешь. Благо, байдарка надувная, без кильсона, живучая.

Впадение Чёрной речки, хотя на вид она очень даже белая.

                 Вечером встали у водопада Атыш. За день прошли 25 км.


                 День 4

                 Рано утром, это около 13-00 по «Магаданскому» времени, отправились на экскурсию к водопаду. Паша сиганул с него, остальные просто посмотрели.

                 Ближе к вечеру отчалили. Без приключений дошли почти до с. Ниж. Лемезы, где у нас был запланирован антистапель. Однако за пару километров до села Глаз скомандовал на берег и ночлег. При том, что Максим шёл где-то впереди. В результате ночевали без него.

                 Правда, место очень удобное и красивое. Берег низкий, поэтому разбили лагерь чуть подальше от воды, туда же перенесли все вещи. А катамаран оставили на берегу.

                 Вечером как всегда дружно наподдали и стали разбредаться в темноте по палаткам. У костра оставались только Глаз и Виталик. Я высказал беспокойство, что катамаран ночью может уплыть, ведь уровень воды в горах меняется очень быстро. И предложил общими усилиями подтащить его поближе к деревьям, за которые и привязать, потому что с берега веревка не достаёт. Глаз ответил, что опасения напрасны и вообще «Пох…й – пох…й!». Последние слова были неофициальным девизом «Магадана», поэтому другого ответа я и не ожидал и со спокойной совестью отправился спать.

                 Однако Виталик через какое-то время решил всё же перестраховаться, не поленился дойти по темноте до катамарана и даже смог его надёжно привязать не передвигая. Утром выяснилось, что чалка катамарана грамотно закреплена на валявшейся неподалёку тополиной ветке.

                 За день прошли 41 км.


                 День 5

                 Отчалили как всегда после обеда, но плыть оставалось не долго. Через 2 км. показалось село Ниж. Лемезы и разрушенный мост. Перед мостом на берегу увидели палатку Максима и причалили. Он ждал нас здесь со вчерашнего вечера и активно пьянствовал, чтобы было не скучно. Так что предстоящий его отъезд за оставленным в Искуште автомобилем откладывался.

                 В результате всех этих манёвров с остановкой на ночлег за 2 км. до антистапеля и отсутствия договорённости об этом заранее потеряли ровно сутки. И всё равно пришлось ночевать последнюю ночь на антистапеле вблизи жилья, чего Глаз и хотел избежать с помощью описанных манёвров. Впрочем, запас времени у нас оставался большой, дефицита выпивки и закуски тоже не наблюдалось, так что потеря была невелика. 

                 Вечером Максим и Виталик уехали в Искушту за машиной и вернулись после обеда следующего дня. Пришлось ещё полкиметра протащить все вещи до дороги, в том числе через мелкое болото. После чего загрузились в наш автобус и отправились в обратный путь. 

                 Здесь уже никуда не заезжали, не плутали по бездорожью. В результате дорога до Калуги заняла ровно сутки вместо двух в начале путешествия.


                 Выводы:

                 1. Коллективом остался доволен. В беде не бросили, общались непринуждённо. Не обошлось конечно без пьянства и раздолбайства, но зато без всякого негатива.

                 2. Байдарка Хатанга 1 Спорт оптимальна для сложных рек. 

                 3. Лемеза и Малый Инзер не оптимальны для байдарок!!! Но если хочется острых ощущений, можно и пройти.

                 4. Зилим по весне для байдарки в самый раз. Сложность порога умеренная, течение почти всегда бодрое, местность очень красивая, есть интересные объекты для экскурсий. Но только для надувнушек, каркасник там поубивает о камни.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic